Национальные свадебные обычаи казахов являются прямым продолжением их кочевого образа жизни. У молодых кочевников просто не было времени на взаимные приглядывания, ухаживания и долгие предсвадебные церемонии. Иногда, одного заинтересованного взгляда было достаточно, чтобы юноша сделал юной красавице предложение и отправил «калым» - свадебные дары.
Порой, на смотринах, всех девушек стойбища выставляли в ряд, а проезжающие мимо юноши выбирали понравившуюся. При этом, об интересе к себе, казахская красавица могла узнать лишь спустя пару месяцев – когда от родителей потенциального жениха приезжали сваты с калымом – если родители невесты были согласны, невеста могла сразу уехать к жениху.
Национальный свадебный наряд казахской невесты – это действительно очень красиво, и вместе с тем просто. На длинное белоснежное платье одевается алая, расшитая бисером жилетка. Головной убор невесты – это воздушное сооружение из лент и перьев.
Утро свадьбы начиналось с главного – закалывания одного или нескольких баранов (в зависимости от количества гостей на свадьбе). Именно баранина и блюда из нее – главные составляющие праздничного свадебного стола. Также казахи отдают должное сыру – овечьему и кобыльему.
Кольцо на палец невесте одевает не жених, как это принято в большинстве других стран, а одна из родственников юноши. При этом на самом праздничном ужине невесты не бывает – сразу после заключения брака, ее отвозят в дом родителей жениха. Порой складывается курьезная ситуация, когда жених видит свою юную жену до брачной ночи лишь мельком – на смотринах и свадьбе этому уделяют совсем немного времени.
Одним из непременных «атрибутов» казахской свадьбы является акын – он развлекает гостей и родственников молодоженов все время свадьбы. Этот казахский «тамада» действительно мастер своего дела. Главная его обязанность – петь специальные свадебные песни, призванные «притянуть» к молодой семье достаток, удачу и счастье, а также отпугнуть злых духов.
Раньше калым был не только непременным атрибутом сватовства, но и главной причиной сговорчивости родителей невесты. Кому захочется отдавать свою дочь за голодранца или скупердяя? Поэтому скудный калым даже от молодого и хорошего собой юноши чаще всего отправлялся обратно. Сейчас эта традиция потеряла свою исключительную важность и осталась обычаем помогать молодым – мебелью, утварью, одеждой и многим другим.
Дата написания: 2010-07-23